Журнал для профессионалов индустрии красоты
Жемчужина Российского производителя
Интервью со Светланой Мухтаровой (SPAQUATORIA PROFESSIONAL)
Российские качественные конкурентноспособные бренды профессиональной косметики — редкие жемчужины на отечественном бьюти-рынке. Как удалось создать такую оригинальную марку с четкой концепцией и тщательно выверенным составом? Это возможно, когда за плечами солидная научнопроизводственная база и интеллектуальное наследие нескольких поколений ученых. Но обо всем по порядку. У нас в гостях — Светлана Мухтарова, автор SPAQUATORIA professional.
— Светлана, когда Вы почувствовали интерес к разработке формул для косметических продуктов?
— Свое призвание нашла не сразу. Дедушка — видный ученый, физик, доктор наук,— работал в команде нобелевских лауреатов Басова и Прохорова. Трое детей дедушки, включая моего папу пошли по его стопам. Поэтому детство я провела в кругу ученых. Все ждали, что и я стану физиком. Но в школе у меня не сложились отношения с физикой, впрочем, как и с химией. И я поступила в Международный университет потребительской кооперации на экономический факультет, получила диплом по специальности «Экономика и управление на предприятиях». Первое образование очень мне помогает до сих пор.

Когда я окончила университет, папа уже основал Научно-производственное объединение «Техкон», где было налажено производство биологически-активных ингредиентов, нашедшее широкое применение в косметологии. С ними мы впервые приняли участие в одной из первых выставок «Интершарм» в Сочи. Там мы вошли в состав рабочей группы, на которой было принято решение об организации Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА). Вот такие исторические моменты для российского косметического рынка связаны и с моим решением — сменить профессию экономиста на технолога-разработчика косметических рецептур.

Как только на выставке я увидела флаконы с косметикой, в которые добавляли наши ингредиенты, я загорелась желанием создавать рецептуры. Я вспомнила, как любила проводить время у папы на работе. С 1975 года и до 1988 он возглавлял крупную научно-исследовательскую лабораторию при Министерстве сельского хозяйства, которая занималась разработками технологий по извлечению биологически активных веществ из натурального сырья. После перестройки бизнес, основанный отцом, стал продолжением его научной деятельности, а я всегда хотела быть рядом с папой и ему помогать. Работа в лаборатории меня особенно вдохновляла. Вспоминаю, как во время учебы на технолога, моя преподавательница назвала день, когда я буду допущена в лабораторию и сделаю свой первый крем. От радостного волнения накануне я не смогла

В 1999 году мы выпустили косметическую линию «Золотая тайна», объем производства которой в течении первого года достиг 1 млн. единиц в месяц. Это позволило нам оснастить оборудованием научно-исследовательский центр — сердце нашего предприятия, а в 2004 году мы построили новый образцовый цех по производству косметики, соответствующий всем международным критериям. К нам приезжали представители крупнейших европейских косметических корпораций, и они были искренне поражены уровнем нашего производства и отмечали, что такого в России еще не видели. В те годы мы получили значимые международные награды, в том числе и «Российский национальный Олимп», как выдающееся предприятие малого и среднего бизнеса. Вручение этой награды транслировалось по первому каналу телевидения.
Будучи уже опытным технологом, я поступила в аспирантуру Российского химико-технологического университета им. Менделеева. Под руководством доцента кафедры коллоидной-химии В. Е. Кима, прекрасного человека и учителя, который внес значительный вклад в развитие косметической отрасли в России, я работала над диссертацией, посвященной агрегативной устойчивости косметических эмульсий. Для поступления в аспирантуру и в процессе учебы пришлось изучить несколько разделов химии и физики. Связь с дисциплинами, потерянная когда-то в школе, была восстановлена, а я не только поверила в свои силы, но и так полюбила учиться, что продолжаю до сих пор. Сейчас мои любимые предметы—аюрведа, фитотерапия, ароматерапия, ольфактотерапия.

В середине двухтысячных годов я ощущала себя курицей, несущей золотые яйца, но постепенно теряла интерес к своей профессии Дело в том, что массмаркет связывает производителя по рукам и ногам. Все, что требуется от технолога разработчика,— не выходить по себестоимости ингредиентов за определенные рамки и обеспечивать стабильность продукции в течении заявленного срока годности. Мне становилось скучно, никакого размаха для творчества. С другой стороны убивали хамское отношение и жесткие условия работы со стороны крупных розничных сетей. Я перестала испытывать радость от работы, а бизнес только ради прибыли мне был неинтересен.
— Что вдохновило Вас на возвращение в красивый бизнес?
— На пару лет я отошла от дел. Занималась воспитанием детей и поиском своего места в жизни. В 2006 году мы с мужем впервые поехали в Индию. Поездка была очень необычная, мы оказались в группе паломников. Для нас с мужем эта поездка стала настоящей культурной революцией. Там же я отметила свое 33‑летие. В этот день со мной произошло нечто удивительное. Я поняла, что духовная реальность не плод чьего-то воображения, она существует. И я еще никогда не испытывала столь глубокого потрясения, обретя свой первый духовный опыт. Это было днем пробуждения моей души. Я смотрела на Индию глазами западного человека, видела большое количество противоречий, со многим мне было сложно примириться. В тоже время я видела людей, лучших их тех, которых я ­когда-либо встречала раньше: благородных, умных, образованных, успешных и не очень, но все они были движимы одной потребностью—бескорыстно любить. Я мало что понимала тогда, но одна мысль не оставляла меня в покое, если эти люди здесь, то в этом месте есть нечто очень ценное, к чему бы и мне хотелось прикоснуться.

В этой поездке мы с мужем встретили своего духовного учителя B. B. Gowinda Swami, американца по происхождению, который как монах живет в Индии 40 лет, много путешествует по миру, щедро распространяя духовное учение Гаудия Вайшнавизма. Он вложил нам в сердце знание о том, что истинное счастье можно обрести только в служении. Это значит, что всё, что нам дано Богом или от природы, мы используем в служении, чтобы воздать им должное. Этот закон универсален, даже если человек не верит в Бога, он может служить природе.

Тогда я поняла, что что моя любимая профессия—это способ, которым я могу приносить что-то ценное в этот мир. И всё заиграло новыми красками. Я снова стала появляться в лаборатории и создавать формулы для своих близких и друзей, старалась создавать самые лучшие средства, использовав сложные технологии и качественные ингредиенты. Спрашивала себя, мог бы мой духовный учитель пользоваться этим средством? Дело в том, что саньясси (монахи) ведут особый образ жизни, они очень чувствительны к энергиям, им нужны максимально натуральные составы, благостные компоненты. Никаких продуктов насилия, минимум синтетики и агрессивных ароматов. Так я вернулась к любимой работе, воспринимая ее теперь как способ отдать лучшую частицу себя.
Я спрашивала себя: мог бы мой духовный учитель пользоваться этим средством? Дело в том, что саньясси (монахи) ведут особый образ жизни, они очень чувствительны к энергиям, им нужны максимально натуральные составы, благостные компоненты. Никаких продуктов насилия, минимум синтетики и агрессивных ароматов.
— А как появилась идея создания своего бренда?
— В 2003 году я впервые побывала на спа-курорте в Австрийских Альпах. Мне очень понравился такой отдых, я почувствовала медитативное погружение, гармонию и тихую внутреннюю радость. При отеле была конеферма и небольшая лаборатория по производству косметики на основе кобыльего молока. Меня захватила идея такого камерного подхода, штучного производства концептуальной косметики. Но в то время я еще не видела возможности производить, а, главное, продавать такую косметику у нас. Я решила создать косметику для домашнего спа. Линия была основана на принципах талассотерапии и аромакологии. Всего 4 аромата и 9 средств, которые впервые были представлены на выставке «Интершарм» в 2005 году. Тогда мы все еще работали с розничными сетями и оказалось, что мы опередили свое время — термин «спа» был многим незнаком, а косметика оказалась дороговата для массмаркета.

Несколько лет спустя, в 2010 году, я приступила к разработке бренда профессиональной косметики для спа-процедур. Не изменилось только название, а концепция линии стала совершенно иной. Случилось это так. Вернувшись к работе в лаборатории с новым вдохновением, я стала разрабатывать косметику буквально штучным тиражом, заменяя воду на отвары лекарственных трав, синтетические отдушки и консерванты — на эфирные масла. За счет сарафанного радио спрос на нее постоянно рос. Параллельно у нас появился заказчик на контрактное производство профессиональной косметики, и я увидела совершенно другой подход к продажам, через обучение специалистов. Особенно меня привлекла идея честного и эффективного продукта, ведь мастера не обманешь, заметит пустышку сразу.

Поэтому я решила создать бренд именно в области профессиональной косметики. Здесь все мои идеи вызвали большой отклик, у меня появился простор для творчества. Тяготило только то, что мы всё еще по накатанной продолжали работать с сетями, и это был основной доход компании.
В 2015 году доля SPAQUATORIA стала весомее. Мы радовались успехам, новым партнерам, с которыми складывались дружеские отношения, интересным перспективам. На контрасте с этим в направлении массмаркет партнеры попытались нас обмануть — открыли подпольных цех и переманивали наших клиентов более низкой ценой, даже попытались подделать SPAQUATORIA, не разобравшись в нюансах этого направления. Потрясенные и разочарованные, к тому же уставшие от постоянной борьбы и напряжения, мы с мужем приняли решение прекратить выпуск продукции массмаркет и работу с розничными сетями. Это было не просто, ведь массмаркет был значительной долей нашего оборота, а фабрика — это большое хозяйство, высокие налоги на землю, траты на электричество.Да и доходы от массмаркета помогали нам развивать наш профессиональный бренд. Но мы пришли к этому решению вместе, больше нельзя было тратить драгоценное время на бизнес ради бизнеса, без радости и вдохновения.

И вот интересно, как только мы пришли к этому решению, открылись новые возможности, о которых мы даже и не подозревали—стали появляться творческие и независимые партнеры, сотрудники, кто так же, как и мы, в своем деле видел особый смысл, не основанный лишь на выгоде. Мы потеряли привычный доход, но это помогло нам пересмотреть и сократить расходы, а когда доход восстановился, у нас стало гораздо меньше балласта. Как будто вселенная одобрила наш выбор и развернулась навстречу.
— Состав косметики Spaquatoria, косметологические процедуры и оформление—все это связано с Индией. Какое место занимает Индия в вашей жизни?
— Индия—место, связанное с моими самыми глубокими духовными переживаниями. Видимо, это неслучайно. В одном древнем тексте я встретила описание: «Земля состоит из семи континентов, окруженных семью океанами. В самом центре находится материк, называемый Бхарата-Варшей (Индия), который так же известен под названием Карма-бхуми, что означает «благоприятнейшее место» для совершения деяний во имя обретения духовного совершенства».

Индия—моя сокровищница. Знания, которые я получила здесь однажды, перевернули мою жизнь и продолжают помогать, даже в профессиональной сфере. С 2006 года я изучаю Аюрведу и вижу большие возможности распространения ее принципов в спа и велнес. С нашим ведущим тренером Татьяной Захаровой мы разрабатываем комплексные процедуры, основываясь на индивидуальном подходе к каждому клиенту, как учит Аюрведа. А также знакомим специалистов с ее фундаментальными принципами, донося их понятным западному складу ума языком. Это очень ценные и универсальные знания, которые способствуют и профессиональному, и личностному росту.

Конечно, это не значит, что без знаний Аюрведы нельзя пользоваться нашей косметикой. Но мы даем возможность специалистам идти глубже, чтобы лучше понимать потребности своих клиентов.
Конечно, это не значит, что без знаний Аюрведы нельзя пользоваться нашей косметикой. Но мы даем возможность специалистам идти глубже, чтобы лучше понимать потребности своих клиентов.
— Исходя из названия, Ваша косметика предназначена для спа. Как Вы проводите обучение специалистов?
— Мы разрабатываем косметику для профессионального применения в спа. Есть средства профессионального ухода, которые нельзя приобрести в домашний уход, а есть средства для домашнего ухода, но и их мы реализуем только через спа, салоны красоты или массажные студии. У нас есть обучающий центр, как и у большинства наших диcтрибьюторов, и тренерский состав. Мы знакомим массажистов и косметологов с протоколами процедур, составами и свойствами. А также приглашаем независимых преподавателей, чтобы познакомить специалистов с наиболее интересными массажными техниками. В прошлом году мы организовали конференцию интегративных массажных техник и оздоравливающих практик «Healing space», которая вызвала большой интерес у клиентов. Мы планируем регулярное проведение таких мероприятий.
— Как ситуация с коронавирусом повлияла на работу вашей компании? Будете ли вы менять что-то в продуктовой линейке?
— Карантин стал для нас своеобразным трамплином. В апреле и мае наши клиенты были закрыты, а выручка была практически только от средств для домашнего хода, реализуемых через интернет-магазин. Но в июне мы заметили существенный рост продаж, по сравнению с июнем прошлого года, а уже в июле сделали абсолютный рекорд по продажам за все время, несмотря на летний сезон.

Карантин навеял мне идею создания новой линии средств для личной гигиены на основе наших непревзойдённых помощников — эфирных масел. Являясь квинтэссенцией иммунной системы растений, они помогают и нашему организму защититься от вирусов, а так же способствуют гармонизации нашего психоэмоционального состояния, что тоже очень важно. Уже скоро первые средства новой линии появятся у наших клиентов.

Сайт SPAQUATORIA PROFESSIONAL

Главная страница